Темы, которые волнуют сегодня многих, обсудили с главврачом медучреждения Владимиром Василенко.
С недавнего времени ваш медицинский центр позиционирует себя как клиника семейного здоровья. В чём отличие нынешнего «Медэксперта» от прежнего?
Всем прекрасно известно: как корабль назовёшь, так он и поплывёт.
И наше название это не просто голые слова. До недавнего времени наряду с диагностикой мы успешно решали в основном проблемы женского здоровья. За обращением женщин часто следовала потребность оказать помощь всей семье. Так начали формироваться направления, которые позволили бы комплексно подходить к данному вопросу как раз с точки зрения семейного здоровья, и появилось новое представление, новое видение, а уже из него и название — клиника семейного здоровья.Конечно, объять необъятное невозможно, поэтому мы выбрали наиболее важные направления. По-прежнему — развитие медицинской помощи женщинам. Далее — контроль состояния здоровья их второй половины, которая считает себя сильной, но на самом деле абсолютно бессильна перед любым заболеванием. И есть ещё одно крайне актуальное направление, которое в науке называется «активное долголетие». Речь идёт о социально значимых болезнях. Это гипертония, ИБС, атеросклероз, сахарный диабет, о которых мы слышим каждый день и мало что делаем, чтобы замедлить их развитие.
А как же дети?
Сказать, что педиатрия нами совсем не охвачена, нельзя. Мы выполняем лабораторные исследования, УЗИ, а в ближайшее время, надеемся, к ним подключится и КТ-диагностика.
У нас работают прекрасные специалисты. К примеру, врач ультразвуковой диагностики Егор Викторович Гусаров, к которому на скрининг новорождённых и младенцев выстраиваются в очередь. Забор крови производит опытный специалист по работе с новорождёнными Наталья Лапина. Буквально несколько дней назад выезжали на дом для забора крови у младенца, который родился неделю назад. То есть мы можем и работаем с детьми от самого рождения. Однако, если речь идёт о развитии педиатрии в целом, повторюсь, охватить всё невозможно. По крайней мере, на данном этапе развития клиники. Мы всё-таки ориентированы в большей степени на здоровье взрослого населения. В определённой степени это запросы общества — отодвинуть заболевание как можно на более поздний срок. Мы говорим, что в 60 лет — это ещё, по сути, молодой человек. Теперь мы вечно молодые (улыбается), потому как пенсионный возраст значительно отодвинут. И это, на мой взгляд, сделано не для того, чтобы выжать из человека как можно больше. Наоборот, это нужно, чтобы люди задумались, как сохранить своё здоровье. Согласитесь, работать мы продолжаем значительно дольше того времени, когда по закону становимся пенсионерами. И независимо от возраста человек продолжает трудиться столько, сколько ему позволяет состояние здоровья.Сегодня в связи с реформированием системы здравоохранения пациенты говорят об острой нехватке в поликлиниках узких специалистов. Расскажите, к каким врачам можно обратиться в вашей клинике?
Если подходить к этому вопросу с точки зрения организации медицинской помощи, то в целом разработанная в Белгородской области концепция, направленная на развитие семейной медицины, абсолютно правильная. Другой вопрос, насколько должен быть подготовлен участковый терапевт, чтобы выполнять функции семейного врача? Это должен быть специалист с очень высоким уровнем подготовки. Вторая проблема, которая существует в поликлиниках, — это невероятная «заадминистрированность» деятельности участкового. И слово «невероятная» могу повторить. В результате возникает ситуация, когда из-за элементарной нехватки времени участковый врач уделяет недостаточно внимания пациенту, и это компенсируется избыточной потребностью в консультировании узким специалистом. Я подчеркну: она избыточная, но должна быть реализована с точки зрения консультации. Как у врача-специалиста у меня двоякое мнение по этому поводу — как отрицательное, так и положительное. Потому что я чётко разделяю две вещи: сама по себе консультация не несёт последствий, она не приводит к каким-либо изменениям состояния пациента, к изменениям приводят лечение и наблюдение. Здесь как раз хочу перейти на частную медицину.
Если принять за основу, что в поликлиниках возникает искусственный дефицит в результате того, о чём я сказал, — проконсультировавшись там, пациент не получит динамического наблюдения и лечения, за исключением отдельных случаев. В свою очередь развитие консультативной помощи узкими специалистами в частных центрах позволяет пациенту получить консультацию, назначения и достичь результата под наблюдением врача-специалиста. В первую очередь это касается самых распространённых заболеваний и состояний. Таких, как гипертоническая болезнь, метаболический синдром, остеопороз и ряд других, когда за пациентом необходимо динамическое наблюдение. Здесь очень сильную поддержку могут оказать частные центры, имея хорошую диагностическую базу, условия для динамического контроля и лечения пациентов. Уже сегодня в нашей клинике очень активно работает гинекология, не менее активно в ближайшее время начнут работать урология и неврология, терапия, кардиология и специалисты по восстановительной медицине.
Насколько известно, в вашей клинике представлен довольно широкий спектр лабораторных исследований, в том числе эксклюзивных для Белгорода.
Действительно, мы обладаем всем необходимым для проведения широчайшего перечня анализов. Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть наш сайт, где представлены все группы исследований, отлично изложено, как к ним готовиться, что за процедура, когда будет получен результат. Думаю, что лучше, чем описано там, я прокомментировать не смогу. А к эксклюзивным предложениям в рамках концепции клиники семейного здоровья я бы отнёс проведение анализов ДНК. И по родству, и по этнической принадлежности, по определению пола ребёнка… К слову сказать, этот вид анализов востребован не только по запросу пациентов. Для проведения генетической экспертизы к нам направляют по решению суда. Мы работаем чётко в соответствии с их запросом, предоставляя официальное заключение.
А если говорить о самых популярных сегодня исследованиях — это, пожалуй, анализ крови на антитела к COVID-19 по двум типам.
Кстати, пациенты активно пользуются услугой проведения забора анализов на дому. Особенно это актуально сейчас, в период пандемии, когда болеет вся семья и транспортировать людей с температурой проблематично. Причём речь даже не о коронавирусе. Часто бывает: семья из 5–7 человек имеет симптомы заболевания, нас приглашают, и мы комплексно у всех делаем забор крови. Сам выезд недорогой, услугу мы оказываем не только в черте города, но и по области.
Если говорить о ценовой политике, всегда стараемся дать наиболее оптимальное предложение.
Результаты исследований пациенты получают максимально оперативно. Через СМС-оповещение или по электронной почте, предоставив согласие на обработку персональных данных с указанием, каким образом им было бы удобно получить заключение.
Надо сказать, что у направления лабораторных исследований тоже есть потенциал для развития. Уже 25 ноября планируем открыть процедурный кабинет в так называемой красной зоне для забора анализа на выявление наличия самого возбудителя коронавируса. Для этого определена необходимая локация, оборудован отдельный вход, в том числе и к будущему отделению КТ-диагностики.
В принципе стараемся реагировать максимально оперативно на все запросы пациентов. Одно из наших преимуществ — то, что мы мобильны, гибки и адаптивны. Если есть спрос, стараемся максимально быстро ответить предложением. Так, когда у нас только открылся процедурный кабинет, помимо забора анализов крови довольно востребованными стали услуги введения внутримышечных инъекций и внутривенных вливаний — уколы и капельницы, говоря простым языком. Сегодня активно развивается направление услуг с выездом на дом. Наряду с забором анализов мы предлагаем снятие электрокардиограммы (ЭКГ) и холтеровское мониторирование. И это, думается, не предел.
Вы упомянули об отделении КТ-диагностики. Сегодня в условиях второй волны пандемии услуга КТ лёгких востребована как никогда. Скоро планируете начать приём пациентов?
Крайне востребованная услуга. Сегодня сделать в городе КТ и получить результат — огромная проблема. Столкнулся с этим лично, когда заболел. Даже в неприёмный день в ковидном центре на базе горбольницы № 2 пациентов неимоверно много… Томографы работают безостановочно: пациенты стационара, приёмного отделения идут непрерывным потоком… В частных медцентрах запись тоже надолго вперёд расписана. Количество запросов говорит само за себя, поэтому КТ-диагностика в нашей клинике вводится весьма своевременно.
КТ-аппарат уже смонтирован, проведена пусконаладка, укомплектован штат специалистов, фактически он готов к работе. Единственное условие, которое не позволяет открыть кабинет уже сегодня, — это разрешительные документы. Необходимые проверки на соответствие требованиям радиологического контроля провели, но бюрократию, видимо, никто не отменял, поэтому вопросы приходится решать штатно. Мы понимаем, что задача контролирующих и разрешительных органов — исключить ошибки, дабы в стремлении максимально быстро предоставить пациентам остро необходимую услугу не пойти ни на какие нарушения. У нас всё сделано в соответствии с проектом, данные подтверждены экспертизами. Осталось только дождаться документально подтверждённого разрешения.
К слову сказать, мы ещё на этапе проектирования подали заявку в территориальный фонд страхования для выделения квот на 2021 год, чтобы взаимодействовать с бюджетными лечебными учреждениями для оказания пациентам услуги диагностики КТ в рамках системы ОМС. На стадии монтажа КТ-аппарата направляли письмо в департамент здравоохранения, выразив готовность включиться в единую работу со всеми медучреждениями.
Вообще мне очень импонирует московский вариант решения вопроса с диагностикой. В столице созданы амбулаторные диагностические центры, позволяющие распределять потоки пациентов с подозрением на COVID-19. Человек зашёл туда на своих ногах, помимо КТ-диагностики, прошёл ПЦР-тестирование, сдал анализ крови, измерил пульсоксиметрию, ему сделали ЭКГ и дальше в течение получаса определили, по какому пути будет проходить лечение. Направить ли его в стационар или, выдав необходимые лекарства и рекомендации, на амбулаторное лечение домой. Полагаю, что эти функции наряду с государством взяли на себя и частные центры. У нас такой комплексный диагностический центр, по сути, — приёмное отделение второй горбольницы. Но оно работает с колоссальными перегрузками. Я думаю, что если бы были дополнительно созданы хотя бы два-три комплексных диагностических центра, ситуация с распределением потоков пациентов с подозрением на коронавирус заметно упростилась бы… Наш медцентр вполне мог бы включиться в эту работу. Ресурсы и требуемые условия для этого есть. (Прим. ред.: Пока материал готовился к публикации, Минздрав рекомендовал регионам организовать амбулаторные диагностические КТ-центры по аналогии с московскими).
Скажите, пожалуйста, а в вашей клинике можно проконсультироваться и получить рекомендации по реабилитации после перенесённого коронавируса?
Знаете, реабилитация — это направление, требующее отдельного внимания. Наш центр сегодня рассматривает этот вопрос. Сейчас медики вынуждены бороться с наплывом огромного количества заболевших в острой стадии. Но ведь мы должны понимать, что побороть острую фазу COVID-19 — полдела, в дальнейшем большая часть пациентов потребует проведения реабилитационных мероприятий. Коронавирус коварен, и я могу это сказать не понаслышке, т. к. всё испытал на себе. Развиваются различного рода осложнения. Справедливости ради сказать, с мая месяца в онлайн-формате идут семинары для специалистов по теме реабилитации ковидных пациентов. Вирус поражает не только лёгкие. Поражение лёгких — это то, что отчётливо видим при установлении диагноза, но когда контролируем лабораторные показатели тем, кто уже перенёс острую фазу, становится понятно, насколько пострадал весь организм. Система дыхания, сердечно-сосудистая, а вместе с ней вегетативная нервная система. На фоне перенесённой вирусной инфекции возникают обострения цереброваскулярных заболеваний, заболеваний почек, органов пищеварения. Стационары занимаются сегодня острой фазой, а реабилитацией? Поэтому — это даже не моя мысль, а нашего учредителя Павла Викторовича Сапожникова, — мы задумываемся, чтобы выступить с инициативой строительства в регионе реабилитационного ковидного центра, и совместно с департаментом здравоохранения, с инвесторами, которые готовы подключиться, рассмотреть связанные с этим вопросы.
Пациенту необходимо разработать индивидуальную реабилитационную программу, а её реализация должна проходить под контролем врача.
Повторюсь. Мы со своей стороны готовы оперативно включиться в совместную работу по борьбе с COVID-19. Думаю, даже в состоянии привлечь инвесторов, взяв часть функций на себя. Вопрос требует лишь содействия и заинтересованности органов власти.
Свежие комментарии