На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Bel.ru

214 подписчиков

Свежие комментарии

НИУ «БелГУ» изучает мозговую активность человека при изучении математики

Исследование проводится при поддержке гранта РФФИ Центром когнитивных нейронаук и нейротехнологий НИУ «БелГУ» в сотрудничестве с Психологическим институтом РАО. В основу исследований положено изучение присущего с рождения человеку и некоторым животным несимволического чувства числа — способности приблизительно оценивать количество объектов, не прибегая к их подсчету.

Это чувство облегчает людям жизнь в повседневных ситуациях, когда помогает выбрать очередь в магазине покороче, горсть конфет побольше, разделить группу мелких предметов на равные части.

У человека есть ещё и символическое чувство числа, связанное с использованием математических символов, например, цифр. Эта способность активно развивается у детей с началом изучения математики в школе. По мере взросления, в учебной и профессиональной деятельности человек всё чаще пользуется символической оценкой количества. Однако определять академическую успешность в математике, по мнению учёных, может именно несимволическое чувство числа.

Как сообщила старший научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО, руководитель гранта РФФИ по теме «Когнитивные и психофизиологические механизмы чувства числа» Марина Лобаскова, научный коллектив лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО и Научно-проектного центра когнитивных нейронаук и нейротехнологий НИУ «БелГУ» изучает, за счёт каких механизмов «работает» несимволическое чувство числа.

Наша задача — выявить психофизиологические механизмы несимволического чувства числа, обнаружить те регионы мозга, которые связаны с системами приблизительной оценки количества, и оценить участие каждого из них в реализации этой способности у человека в разных условиях.

Для этого нам нужны такие методы регистрации активности мозга, которые помогут зафиксировать эти временные и пространственные различия, — отмечает учёный.

По словам старшего научного сотрудника лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО Юлии Маракшиной, экспериментальная парадигма для оценки временных и пространственных характеристик мозговой активности в процессе оценки количества разработана впервые в мировой практике и основана на современных методах регистрации мозговой активности — электроэнцефалографии и fNIRS (спектроскопии в ближнем инфракрасном диапазоне).

Сейчас исследование находится на этапе сбора нейрофизиологических данных с помощью 64-х канальной ЭЭГ-системы с активными гелевыми электродами и мобильной системы fNIRS. Эксперименты проходят на базе Научно-проектного центра когнитивных нейронаук и нейротехнологий НИУ «БелГУ» в сотрудничестве с Открытой инжиниринговой школой университета, где есть связанные с нейронауками программы для подростков 11-16 лет. Эти ребята стали основными участниками исследования. По словам ученых, в ближайшие месяцы полученные данные будут проанализированы и систематизированы.

Спектроскопия в ближнем инфракрасном диапазоне — новый метод функциональной нейровизуализации. Система fNIRS производит световое излучение в ближнем инфракрасном диапазоне в виде двух волн разной длины, благодаря которым можно распознать два состояния оксигенации (насыщения кислородом) гемоглобина. Это позволяет оценить активность всех областей коры головного мозга в режиме реального времени, даже на улице во время движения или повседневных дел. С помощью этого метода мы выявим области головного мозга, задействованные в реализации «чувства числа».Мария Ситникова, директор Научного-проектного центра когнитивных нейронаук и нейротехнологий НИУ «БелГУ»

Исследователи надеются, что изучение чувства числа с помощью современных психофизиологических методов поможет внести ясность в вопрос о его механизмах, а в будущем — и о роли чувства числа в освоении математики. Полученные знания можно будет использовать для помощи школьникам при обучении математике и при работе с такими трудностями, как дискалькулия — нарушение освоения арифметики.

 

Ссылка на первоисточник
Рекомендуем
Популярное
наверх